Андрюшин Яков Иванович - ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ СТАВРОПОЛЬЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ СТАВРОПОЛЬЯ
Перейти к контенту

Главное меню:

Земля Героев
Андрюшин Яков Иванович

Родился 17.04.1906 г. в г. Ставрополе ныне Ставропольского края в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1942 г. Окончил рабфак в Краснодаре. В Красной Армии с 1931 г. В 1933 г. окончил Луганскую школу военных пилотов. Участник Советско-финляндской войны
1939 - 1940 гг.
С начала Великой Отечественной войны на фронте. Командир эскадрильи 128-го пикирующего бомбардировочного авиационного полка (241-я бомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт). Капитан Андрюшин к марту 1943 г. совершил 149 боевых вылетов на бомбардировку важных военных объектов противника и воздушную разведку.
Из наградного листа:
«В Отечественной войне с германским фашизмом участвует с 22.06.41 г. На самолёте СБ в должности помощника командира эскадрильи, на котором произвел 16 боевых вылетов с налетом 23 часа 30 минут в качестве ведущего звена. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и истребителей противника, тов. Андрюшин всегда выполнял боевые задания и не имел потерь в личном составе и материальной части своего звена. Без прикрытия своих истребителей, благодаря умелому маневрированию и организованному ведению огня всегда с честью выходил из самых сложных положений воздушной обстановки. За отличные успехи в борьбе с немецкими оккупантами на Западном фронте в июне-июле 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.07.41 г. был награжден орденом Красной Звезды».В совершенстве овладев техникой пилотирования на самолёте
ПЕ-2 , с 26.12.41 г. по  04.11.42 г. на Калининском фронте, с 24.01.43 г. по 15.03.43 г. по настоящее время на Центральном фронте, лично командуя эскадрильей, произвел 149 боевых вылетов.
За успешное выполнение 58 боевых вылетов на самолёте ПЕ-2 ведущим звена и группы от 9 до 15 самолетов приказом по войскам Калининского фронта награжден орденом Красной Звезды.
Накапливая боевой опыт, совершенствуя лётное мастерство и умение бить врага, тов. Андрюшин, не жалея сил, нередко подвергаясь смертельной опасности, с ещё большей силой продолжал громить немецких захватчиков. В результате за 76 боевых вылетов приказом по войскам Калининского фронта награждён вторым орденом Красного Знамени.
Выполняя боевые задания на самолёте ПЕ-2 тов. Андрюшин 6 раз водил группу на бомбардировку вражеских аэродромов, 25 раз был атакован истребителями противника и всегда приводил свою группу без потерь, успешно выполняя задания командования. Примерами отличного выполнения боевых заданий могут служить следующие полёты:
16.01.42 г. являясь ведущим шести самолётов, бомбардировал вражеский аэродром совхоз Дугино с высоты 900 метров без прикрытия своих истребителей при сильном противодействии зенитной артиллерии противника. В результате бомбардирования и обстрела из пулемётов группа уничтожила до 15 самолётов противника (по фотоснимку).
07.02.42 г., являясь ведущим звена, бомбардировал колонну автомашин на дороге Сержино-Рубежное (Калининский фронт) с высоты 500 метров, в результате чего было уничтожено до 25 автомашин и два орудия.
19.05.42 г. в разведывательном полёте на обратном маршруте в результате обрыва шатуна рассыпался мотор, и самолёт загорелся в воздухе. Благодаря мужеству, выдержке и высокому летному мастерству тов. Андрюшин приземлил горящий самолёт на избранной им площадке и спас экипаж.
14.09.42 г. являясь ведущим 9-ти самолётов, бомбардировал с высоты 800 метров скопление войск и техники противника в городе Ржев. В результате бомбардировки (по фотоснимку) уничтожено 4 огневые точки, разрушено до 20 домов, взорвано 2 склада, один из них с боеприпасами.
26.01.43 г. являясь ведущим 7 самолётов, бомбардировал железнодорожную станцию Касторное. Отмечено прямое попадание  в железнодорожный эшелон. За отличное выполнение этого задания от командующего Брянским фронтом получил благодарность.
08.03.43 г. являясь ведущим 6-ти самолётов, бомбардировал  звеньями под углом пикирования 55 градусов с высоты 2500 метров опорный пункт противника – деревню Всход, было уничтожено 3 дзота, 70 метров проволочного заграждения, до 40 метров эскарпа.
08.03.43 г. являясь ведущим 9-ти самолётов, бомбардировал с пикирования скопление войск в п. Кромы, было уничтожено и разрушено 2 танка, 12 домов, взорван склад с боеприпасами (по фотоснимку).
   
22                                                                                                                                                                                                                                                                                                 23
 
16.03.43 г. являясь ведущим 8-ми самолётов, бомбардировал железнодорожную станцию Середина Буга, разрушено 2 пакгауза, взорван склад с боеприпасами, разрушено до 40 вагонов, до 15 домов (по фотоснимку).
Эскадрилья, которой командует капитан Андрюшин, за Отечественную войну совершила 1235 успешных боевых самолётовылетов, из них на самолётах ПЕ-2 – 1046 боевых вылетов, ТУ-2 – 14 вылетов, СБ – 175 вылетов. Боевыми действиями эскадрильи за период Отечественной войны уничтожено и разрушено: живой силы противника – до 5000 человек, автомашин – 658 штук, танков – 22, огневых точек – 112, самолётов на земле – 96, сбито самолётов в воздушных боях – 9.
За Отечественную войну силами технического состава эскадрильи, которой командует капитан Андрюшин, восстановлено в полевых условиях 78 самолетов.
За отличное выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими оккупантами личный состав эскадрильи получал неоднократно благодарности от зам. Наркома по ПВО, командующих Калининским, Брянским и Центральным фронтов, командующих 3, 15 и 16 ВА, командира корпуса и командира дивизии.
Товарищ Андрюшин своим личным примером в бою воспитал немало отважных лётчиков, штурманов, стрелков-радистов, добился того, что его лётчики ходят плотным строем, научил их маневру под огнем зенитной артиллерии противника, что сводит  к минимуму потери от НА (наземная артиллерия) и ИА (истребительной авиации).
За храбрость, мужество и героизм, за успешное выполнение боевых заданий по разгрому немецких оккупантов, 59 человек личного состава эскадрильи награждено правительственными наградами, из них один удостоен звания Героя Советского Союза, 2 человека награждены 3-мя и 7 человек – 2-мя орденами Союза ССР.
За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками, за личную храбрость, мужество и героизм, проявленные в боях, за умелое руководство боевой работой эскадрильи капитан Андрюшин достоин присвоения звания Героя Советского Союза».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Андрюшину Якову Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1075).
Награжден также двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
В июле 1944 года самолёт Я.И. Андрюшина был сбит, и раненый лётчик попал в плен. Фашисты, узнав, что к ним попал Герой Советского Союза, изощрялись в пытках. Но Я.И. Андрюшин оставался верен присяге. В апреле 1945 года был освобожден из лагеря и долго находился на лечении в госпитале.
С 1946 г. майор Андрюшин находился в отставке. Жил в г. Армавире Краснодарского края.Умер 08.12.1952 г. Похоронен в г. Армавире на городском кладбище.
ГБУК СК "СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И ПРИРОДНО-ЛАНДШАФТНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК им Г. Н. ПРОЗРИТЕЛЕВА и Г. К. ПРАВЕ"
Назад к содержимому | Назад к главному меню