Родился в станице Ессентукской
Ставропольской губернии, в настоящее время г. Ессентуки Ставропольского края, в
семье инженера-путейца. С 1919 г. трудился подручным слесаря, молотобойцем,
чертёжником, десятником. В 1925 г. был назначен преподавателем, а затем
директором фабричнозаводского училища во Льгове, в настоящее время Курской
области. Окончил Харьковский
технологический институт. Участвовал в строительстве железнодорожных мостов в
Украинской ССР.
По
личной просьбе был переведён на строительство Московского метрополитена
мастером, затем начальником шахты. Руководил строительством железнодорожной
линии в Молдавии, Ленинградского метрополитена. В годы Великой Отечественной
войны занимал должность начальника Управления военно-восстановительных работ
Ленинградского фронта. Под его руководством ленинградские метростроевцы
организовали понтонную переправу для транспортировки танков на левый берег
Невы; возвели железнодорожную ледовую переправу через Ладожское озеро («Дорога
жизни») протяжённостью 35 км. Под постоянными обстрелами гитлеровцев погибла
пятая часть строителей, И. Г. Зубков получил осколочное ранение, от
госпитализации отказался. В январе 1943 г. за 15 дней построили 33-километровый
участок железнодорожного пути Шлиссельбург–Поляны («Дорога Победы»); ежедневно
здесь погибало до 15 строителей.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 05.11.1943 г. за особые заслуги в деле
обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в
восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени
И. Г. Зубкову (одному из первых во время войны) присвоено звание Героя
Социалистического Труда.
После
прорыва блокады руководил восстановлением железнодорожного хозяйства, строительством
дорог для снабжения наступавших войск Ленинградского фронта. Трагически погиб
на боевом посту.
При жизни И. Г. Зубкова назвали «человеком,
спасшим Ленинград». С каждым его ключевым объектом увеличивалась раздача хлеба
в осаждённом городе на Неве, вывоз блокадников и раненых, приток новых
вооружений и боеспособных сил. Хоронили с маршальскими почестями, проводить
своего спасителя в последний путь вышел весь город.
Генерал-директора
пути и строительства II ранга (соответствует воинскому званию генерал-лейтенант).
Награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны
I степени (посмертно), Красной Звезды, золотой медалью «Серп и Молот», медалями
«За трудовую доблесть», «За оборону Ленинграда».
Фото
из фондов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи