Маликов Илья Антонович - /- ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ СТАВРОПОЛЬЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ СТАВРОПОЛЬЯ
Перейти к контенту

Главное меню:

Земля Героев
Маликов Илья Антонович

Родился 04.08.1921 года в с. Истобном (ныне Чаплыгинского района Липецкой области) в крестьянской семье с 1944 г. Жил в г. Ногинске Московской области. Окончил среднюю школу, работал токарем на заводе «Электросталь». В 1939 г. окончил Ногинский аэроклуб, в апреле 1940 г. призван в ряды Красной Армии. В январе 1941 г. окончил военную авиационную школу лётчиков в городе Кировобаде.
На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942 г. Призван Ногинским РВК Московской области.  Командир звена 128-го бомбардировочного авиационного полка (241-я авиационная бомбардировочная дивизия, 3-й бомбардировочно-авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) старший лейтенант Маликов к февралю 1945 г. совершил 86 боевых вылетов на бомбардировку опорных пунктов, аэродромов, огневых точек и других военных объектов противника.
Участвовал в оборонительных боях за Советскую Украину. 29 августа 1942 года в районе Ржевского плацдарма при бомбёжке позиций противника получил ранение, в госпитале ему ампутировали стопу. После лечения добился возвращения в свою часть. Летал на ПЕ-2, был старшим лётчиком, командиром звена. Сражался на Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, битве за Днепр, освобождении Белоруссии и Польши, Берлинской операции.
Всего за время войны совершил 96 боевых вылетов на ПЕ-2 (3 из них 66 после ампутации ноги) и 100 вылетов на самолёте У-2.
Из наградного листа:
«Находясь на фронтах Отечественной войны с июля 1942 г., произвел 86 успешных боевых вылетов на самолете ПЕ-2, из них с пикирования – 22. Все боевые вылеты производил на бомбардирование военных объектов, опорных пунктов, аэродромов и огневых точек противника. За успешное выполнение первых 57 боевых вылетов правительство наградило его орденами «Красное Знамя» и Ленина.
29.08.1942 г. бомбардировал узел сопротивления Ржевского плацдарма. На боевом курсе прямым попаданием снаряда ЗА (зенитной артиллерии) была перебита правая нога ниже колена. Штурманом бомбы были сброшены на цель. Тов. Маликов, преодолевая боль в ноге, перетянул линию фронта, произвел посадку с убранными шасси на своей территории и сразу после посадки потерял сознание. Только исключительное самообладание, непреклонная сила воли этого патриота спасли жизнь экипажу, и через несколько дней был восстановлен самолет. Тов. Маликов был отправлен в госпиталь, где ему произвели ампутацию правой ноги.
После выздоровления с протезом на правой ноге, возвратился в полк с просьбой допустить вновь к летной работе на боевом самолете ПЕ-2. Командованием он был вновь допущен к полетам на самолете связи – ПО-2, на котором он произвел более 100 вылетов по специальным заданиям командования. Но это не могло удовлетворить его боевого духа. Летая на ПО-2, он неоднократно обращался к командованию с просьбой допустить его к боевой работе на ПЕ-2. Последнее удовлетворило его просьбу и, после соответствующей проверки и тренировки, тов. Маликов был допущен к боевым полетам на самолете ПЕ-2.
06.10.1943 г. ведущим звена в составе эскадрильи бомбардировал с пикирования железнодорожный узел Гомель, при этом было уничтожено 6 вагонов, 2 автомашины, разрушено 20 вагонов, 7 жилых домов, взорван склад боеприпасов, пассажирское здание, пакгаузы, депо. Летчики наблюдали много очагов пожаров в городе.
24.06.1944 г. ведущим звена бомбардировал пункт Тихиничи. Уничтожено: 2 автомашиы, 2 огневых пулеметных точки, отмечено 10 прямых попаданий в машины, 2 огневых пулеметных точки, отмечено 10 прямых попаданий в траншеи.
25.06.1944 г. в пункте Старцы группой разрушил 4 жилых дома, отмечены прямые попадания в заводской склад. Вторым вылетом этого же дня в составе 9 самолетов бомбардировал пункт Великие Ляды. Уничтожено 2 орудия и прислуга артбатареи.
27.06.1944 г. ведущим звена бомбардировал восточную окраину гор. Бобруйск. Разрушено 5 жилых домов, уничтожена 1 автомашина.
17.01.1945 г. ведущим 9-ки с горизонтального полета с 2-х заходов – бомбардировал скопление железнодорожных эшелонов на железнодорожной станции Лодзь. Отмечены прямые попадания по железнодорожным эшелонам.
19.01.1945 г. одиночными экипажами при сильном противодействии ЗА противника, с пикирования с 2-х заходов бомбардировал железнодорожный мост через реку Висла в районе Плоцк. Отмечено 3 разрыва при входе на железнодорожный мост, 2 прямых попадания в мост, уничтожена 1 огневая точка.
За 86 успешно совершенных боевых вылета, из них 22 с пикирования, не смотря на протез, за мужество, отвагу и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками, за мастерство и умение бить врага – достоин присвоения звания Героя Советского Союза».
Звание Героя Советского Союза старшему лейтенанту Маликову Илье Антоновичу присвоено 15 мая 1946 года с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С 1946 г. капитан Маликов находился в отставке. Жил и работал в г. Невинномысске Ставропольского края.
Умер 18 мая 1990 г. Похоронен в г. Невинномысске.
Награждён также орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I ст., медалями.
На доме по адресу: ул. Гагарина, 25, где М.А. Маликов жил,  в г. Невинномысске  Ставропольского края, установили мемориальную доску.

ГБУК СК "СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И ПРИРОДНО-ЛАНДШАФТНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК им Г. Н. ПРОЗРИТЕЛЕВА и Г. К. ПРАВЕ"
Назад к содержимому | Назад к главному меню